Главная Выход













Суббота
25.11.2017
04:45



Вы вошли как Гость
   Группа "Гости"


Методическая деятельность
Коррекционная
деятельность

Воспитательная
деятельность

Страница
директора
ВыпускникамПравила приема
в школу
Противодействие
коррупции
Дорожная
безопасность
РодителямТелефоны
доверия
Карта сайта

Гос.электронные
услуги
Персональные
сайты
КалейдоскопТемпературный
режим


Меню сайта




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Советы логопеда

 

И.М.Возовикова, учитель-логопед

 

 

 

В  ПОМОЩЬ  ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ

 

Одним из нарушений, свойственных  аграмматической  дисграфии  является искажение морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов ( медвежата – «медвежонки», захлестнула – «нахлестнула», волчий хвост – «волчиный», «волчачный»). Ежегодное обследование  устной и письменной речи  учащихся  позволяет мне выявить  недостаточную  сформированность  практических умений и навыков в области словообразования у учащихся нашей школы. Особенно много ошибок  обнаруживается, когда учащиеся выполняют задания по образованию новых слов. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Используют при этом  ограниченное количество суффиксов (-к, -ок, -ик,  -очек, -чик, - ёнок, -ят). Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (хвост лисы – «лисин», «лисейный», джем из брусники – «бруснёвый»). Неумение пользоваться суффиксами для образования новых слов является одной из причин бедного словарного запаса.

Коррекцией таких нарушений  занимается учитель-логопед на своих занятиях, учитель русского языка на уроках, воспитатель при приготовлении домашних заданий. Но и в домашних условиях  можно развивать ребёнка, помочь формированию у него грамотной речи. Уважаемые родители, предлагаю вам дидактические игры и упражнения для коррекции словообразования.

Игра «Город мастеров»

Суффиксы -чик, -щик, помогают  образовать слова, связанные с профессией.

-Ответьте  на вопросы и вы узнаете представители каких профессий живут в «Городе мастеров».

- Кто помогает на вокзале носить вещи? (Носильщик)

- Кто грузит тяжести? (Грузчик)

- Кто переплетает книги? (Переплётчик)

- Кто дрессирует зверей? (Дрессировщик)

- Кто носит специальную форму и летает на самолёте? (Лётчик)

- Кто чинит водопровод? (Водопроводчик)

- Кто регулирует движение на дороге? (Регулировщик)

- Кто имеет дело с камнем при строительстве? (Каменщик)

Игра «У кого – кто?»

-Ответь на вопросы о животных и детёнышах: У кого кто? (назвать детёнышей  лесных  животных).

У    ежа   кто  -    … ( ежонок).

У   волка  кто  -   … (волчонок).

У   лисы    кто -   … (лисёнок).

У   зайца  кто  -   … (зайчонок).

У   медведя  кто  - …( медвежонок).

. Можно предложить ребёнку изменить слова-названия детёнышей во множественном числе «ежонок – ежата».

*      *      *

Образование прилагательных от существительных при помощи различных суффиксов. Используйте вопросы: какой?, какая?, какое?

Дидактическая игра «Подбери материал и дом, назови какой дом?»

Образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича -  кирпичный дом;

дом из стекла – стеклянный дом;

дом из бетона – бетонный дом;

дом из соломы – соломенный дом;

дом их камня – каменный дом;

дом из дерева – деревянный дом;

дом из песка – песчаный дом.

Можно использовать варианты игры: составь предложение, измени словосочетание (например, нет каменного дома, упражнение «Один каменный дом, три каменных дома, пять…, семь …, девять…).

Дидактическая игра «Придумай название улицы»

- В нашем городе много улиц. Все они красивые, но ещё не имеют названия. Давай  придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу запомнили и никогда не путали.

На этой улице стоит завод. Назовём её … (Заводская).

На этой улице много цветов. Назовём её … (Цветочная).

На этой улице есть фонтан. Назовём её … (Фонтанная).

На этой улице есть сад. Назовём её …  (Садовая).

На этой улице находится аптека. Назовём её … (Аптечная).

На этой улице находится библиотека. Назовём её … (Библиотечная).

-Придумай ещё несколько названий  улиц  сам.

Предметный словарь: парк, липы, клёны, ели, музей, стройка, река, озеро, берег.

Дидактическая игра «Чей клюв?»

Детям предложите назвать перелётных птиц, если затрудняются, помогите.

Инструкция: Чей клюв у лебедя? У лебедя клюв – лебединый.

Чей клюв у утки?  - …(утиный).

Чей клюв у гуся ? - …(гусиный).

Чей клюв у соловья? - … (соловьиный).

Чей клюв у совы? - … (совиный).

Чей клюв у грача? - … (грачиный).

Игра может быть продолжена при использовании других названий птиц, в том числе и не только перелётных.

Дидактическая игра «Угадай, кто хозяин?».

Ребёнку предлагают назвать  лесных животных, либо домашних. Затем взрослый называет любую часть тела животного (хвост, голова, лапа)  и задаёт вопрос: Чья?Чей?

Хвост  медведя (чей?)  - … (медвежий); голова медведя (чья?) - … (медвежья).

Хвост лисы (чей?) -…

Хвост волка (чей?) - ..

Хвост зайца (чей?) - …

Хвост белки (чей?) - …

Хвост  лошади (чей?) - …

Хвост коровы (чей?) - …

Голова коровы (чья?) -  …

Голова медведя (чья?) - …

Лапа волка (чья?) - …

И другие варианты.

Таким образом, в ходе домашней дополнительной работы у учащихся: формируются навыки словообразования и словотворчества; расширяется словарный запас; развивается так называемое языковое чутьё. Данная работа способствует развитию лексико-грамматического строя, искоренению аграмматизмов в устной и письменной речи детей.

 

Проголосуй за наш сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Ссылки



















       

 

     
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz